.

Критические факторы успеха и стратегии конкуренции

 

Критические факторы успеха — это те мероприятия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая компания должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной.

Критические факторы — это те движущие силы, которым фирма должна уделять особое внимание, так как они определяют успех (или провал) компании на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на ее прибыльность.

Определение критических факторов успеха компании с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней является важнейшей аналитической задачей. Руководство компании должно знать отрасль достаточно хорошо, чтобы понять, что является более, а что менее значимым для победы в конкурентной борьбе. Критические факторы успеха в разных отраслях различны. Кроме того, они со временем могут меняться в одной и той же отрасли под влиянием изменений общей ситуации в ней. Перечислим основные типы критических факторов успеха.

  • уменьшение времени проектирования
  • снижение затрат
  • повышение гибкости, как изделий, так и технологий
  • улучшение качества изделий.

Эти факторы пока еще не стали обязательными в мировом масштабе, но четко обозначили общую тенденцию развития производств. В настоящее время и, особенно, в будущем предприятия могут использовать следующие стратегии:

  • руководство технологией производства – стратегия «пионера»;
  • управление затратами;
  • стратегия дифференцирования;
  • стратегия концентрации;
  • стратегия опережения.

При стратегии «Пионера» критические факторы успеха «Время» и «Гибкость» стоят на переднем плане, а «Качество» и «Стоимость» - менее важны. При стратегии «Управление затратами» самым важным фактором являются затраты, а все другие факторы успеха отступают на второй план. Стратегия «Дифференцирование» стремиться к однотипному изделию, при этом трудно заменяемому. Поэтому стоимость и время, по сравнению, с качеством и гибкостью играют скорее подчиненную роль. «Концентрация» – не самобытная стратегия и является, по сути, стратегией «Управление затратами» или «Дифференцирование», но направленной на конкретный сегмент рынка. Стратегия «Опережение. Изделия должны появиться на рынке до появления конкурирующих товаров и тогда они могут быть максимально дорогие, внеконкурентные. И, несмотря на высокую стоимость, они распродаются при соответствующих рекламных расходах в короткое время. Если на рынке возникает конкуренция, прибыль понижается до крайне низких значений, и может перерасти  в убыток. Это особенно важно для модных товаров.