.

THX - Tomlinson Holman eXperiment

Не следует думать, что аппаратура или лазерные диски, отмеченные значком "THX", содержат какие-то новые технологии записи или новые принципы декодирования фонограмм. Нет, THX (Tomlinson Holman's eXperiment) — название совокупности требований к высококачественным системам домашнего кинотеатра. Данный стандарт был разработан Томлинсоном Холманом для компании Джорджа Лукаса Lucasfilm в 1982 году. THX, прежде всего, является стандартом контроля качества.

Легенда гласит, что после того как Джордж Лукас выпустил на экраны «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» и увидел, а главное, услышал на этих самых экранах коммерческих кинотеатров свое творение, настроение режиссера окончательно испортилось. Его замысел остался где-то в просмотровой студии, а зрители получили вместо тщательно продуманного саундтрека набор оригинальных для каждого кинозала звуков. Тогда он отправил своего «вассала» Томлинсона Холмана, работавшего звукоинженером в Lucasfilm, в долгую дорогу по кинотеатрам США, чтобы тот узнал, как же привнести в них свет и звук настоящего эффектного кино — шестой части «Звездных войн». Холман уже тогда был прожженным теоретиком, поэтому быстро нашел ответ — нужен стандарт.

Таким стандартом, где описаны характеристики зала, акустики, усилительной аппаратуры и самого типа инсталляции, стал знакомый ныне всем киноманам THX. Название он получил от первого фильма Лукаса «THX 1138» и аббревиатуры эксперимента теоретика «Tomlinson Holman eXperiment».  Томлинсон Холман в 2001 году выпустил книгу «Sound for Film and Television» — по ней учатся звукорежиссеры в американских университетах. А сам он сейчас работает в Apple в отделении аудиопродуктов.

В 1982 году цель была обозначена просто: «As the Director Intended» (пер. с англ. — «Что режиссер имел ввиду»), но для ее достижения потребовалось выработать довольно внушительный набор правил. Компания Lucasfilm, правда, не стала отдавать все эти вещи «наружу», решив, что только постоянное отслеживание всех технических аспектов кинозалов позволит держаться стандарту на задуманном уровне. И ввела сертификацию залов, студий и аппаратуры

В 1983 году в прокат вышла картина «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» — она стала первой, на чьих афишах люди увидели лейбл «THX». В 1983 году существовал лишь один кинозал «AVCO» в Лос-Анджелесе, сертифицированный по новому стандарту, но главное, студия, где сводился саундтрек фильма, уже соответствовала всем пунктам из чек-листа Холмана.

Понятно, что новый логотип от компании знаменитого режиссера был замечен прессой и тут же затребован поклонниками фильма, и в качестве аппаратуры для домашнего кино, и как обязательный атрибут хорошего коммерческого кинотеатра. Собственно, в 1983 году подразделение THX было выделено в отдельную частную компанию и начало свою деятельность — сертификацию. Так что первое, что надо знать о THX, это не технология, которая делает что-то со звуком или картинкой. Это набор правил. Правил, с одной стороны, четко оговаривающих, каким должен быть результат, но достаточно гибких во всем, что касается способов достижения этого результата.

Нынешняя миссия компании звучит глобально и торжественно — Truthful Delivery of the Artist’s Vision («Правильная доставка взгляда художника»), но по сути от исходной цели не отличается. Нужно, чтобы режиссер и зритель видели и слышали одно и то же. Тогда и режиссер останется доволен, что донес идею, и зритель удовлетворен, если эту идею поймет.

Развлечения — это не только кинотеатр. Путь контента начинается со студии, а заканчивается в компьютере, домашнем кинотеатре, автомобиле или проекторе. Поэтому THX имеет «разветвленную» систему сертификаций. К ней компания пришла не сразу.  первый сертифицированный кинозал открылся в 1983 году, и долгое время стандарт оставался только на профессиональном рынке. Лишь в 1991-м появляется первый домашний продукт, одобренный инженерами THX, — AV-контроллер Technics SH-THX10. В 1996-м выпущен 5.1-канальный AV-ресивер Onkyo TX-DS939, у которого есть THX Mode. Годом позже фирма открывает сертификацию мастеринга DVD-дисков и выходит релиз фильма «Смерч» (Twister). В 2002-м запустилась программа сертификации автомобильного аудио, в 2003-м — компьютерных игр.

Наконец в 2006-м компания занялась проверкой качества видеоизображения, и уже спустя год в продажу поступают первые плоскопанельные телевизоры Sharp, а в 2008-м и первые проекторы JVC, получившие сертификат THX. Кстати, в 2013-м были разработаны стандарты для 4К-видео, а в этом году и HDR.

Как объяснил Мэтт Северейд, зачастую работа над сертификатом стартует еще на этапе строительства студии (похоже обстоят дела и при проверке коммерческих кинозалов). Большая часть звукозаписывающих компаний предпочитает получить сертификат PM3 (Professional Multi-Channel Studio), таких в мире несколько сотен. В стандарте заложено множество параметров: размеры комнаты, время реверберации, изоляция, позиция акустики, сабвуферы и т.п. Выставляются требования и к видеомониторингу, включая проектор, контрастность изображения и точность цветов. На вопрос, зачем от аудиостудии требовать качественную картинку, ответ простой — режиссеры и продюсеры во время прослушивания и просмотра материала принимают критические для фильма решения. Они могут ошибиться, если изображение плохое и не соответствует, например, цветовому решению сцены.

Северейд рассказал, что если студии имеют эти сертификаты, то режиссер фильма может без проблем перейти из одной в другую, и везде он будет слышать одинаковый результат. Таким образом, если над саундтреком работает несколько звукозаписывающих компаний, не случится сюрприза типа «а у нас в студии все играло».  Более серьезный сертификат, который требует бОльших размеров помещения, — THX Studio. Таких во всем мире насчитывается 92 комнаты, в основном у голливудских мейджоров: Walt Disney Studios, Skywalker Sound, Park Road Post Production, Technicolor, Twentieth Century Fox, Todd AO и т.п. В них обычно проходит заключительный этап сведения саундтрека высокобюджетных блокбастеров. Поэтому требования безумно высокие, учитывается каждая мелочь, а так как помещение большое, вся акустика должна четко работать на высокой мощности. Дальше фильм поджидает следующий этап — просмотровая комната. Она также должна быть сертифицирована по программе Professional Screening Room. Здесь речь идет и об аппаратной составляющей, например, допускаются только DCI-проекторы, чтобы была возможность просматривать исходный материал. Таких комнат в мире совсем немного, поближе к нам есть в лондонском отеле The May Fair…

И вот фильм, работа над которым начата в студии PM3, завершена в THX Studio, он отсмотрен в Professional Screening Room, добирается до кинотеатра, который в идеале должен иметь сертификат от THX. Для коммерческих кинотеатров есть несколько сертификаций, зал может иметь их как все, так и только определенные. Например, есть даже заключение по TASA (Trailer Audio Standards Association) — театр может получить бумагу, что трейлеры в зале играют как надо. И конечно, сертификация по экрану, проектору, акустике и цифровой (D-Cinema) инсталляции. Чтобы получить заветный THX Certified Cinema, нужно пройти все этапы. Компания пишет, что в мире около 4 тыс. таких кинотеатров.