.

ЧТО ТАКОЕ HI-FI И HIGH-END

Высокое качество звуковоспроизведения долгое время называлось сокращением Hi-Fi, происходящим от слов High Fidelity (Высокая Верность). Требования к Hi-Fi устройствам были не очень высоки, что привело к некото­рому недоверию к разработанному стандарту на Hi-Fi устройства со стороны наиболее требовательных мелома­нов. Разработки подавляющего большинства Hi-Fi уст­ройств велись с большим перекрытием стандарта, и сейчас Hi-Fi не более чем некоторый обобщенный термин, озна­чающий высокое качество устройств.

В настоящее время большинство электроакустических устройств, выпускаемых в виде отдельных модулей (звуковые колонки, усилители, магнитофоны, проигрыватели различного типа и т. д.) вполне удовлетворяют требовани­ем к Hi-Fi устройствам. К ним относится и большинство музыкальных центров. Лишь миниатюрные приемники и магнитолы нередко не дотягивают до уровня Hi-Fi аппа­ратуры.

High End — маркетинговый термин, обозначающий высочайший («элитный») класс, как правило, звукоусиливающего аппаратного и программного обеспечения. В отличие от Hi-Fi, в номенклатуре современной радиоэлектроники для понятия «High End» отсутствуют регламентирующие стандарты, ГОСТы или другие характеристики способные квалифицировать High End тем или иным образом. Заявляемые производителем товары класса High End, как правило, имеют в своем составе только высококачественные компоненты, использование которых в некоторых случаях бывает экономически необоснованно.

Аппаратурой High End производители называют эксклюзивную, зачастую крайне дорогостоящую звуковоспроизводящую аппаратуру, в которой могут применяться нетрадиционные, нестандартные технические решения, например ламповая или гибридная (лампово-транзисторная) схемотехника, электростатические, контрапертурные или рупорные акустические системы. Термину High End не соответствует какой-либо стандарт. В общем случае аппаратурой High End считается Hi-Fi, изготовленный с применением компонентов, использование которых не является экономически обоснованным для серийной аппаратуры. Также под это понятие обычно подводят и аппаратуру ручного изготовления. В последнем случае это означает, что под ним может продвигаться какая угодно продукция, иногда не соответствующая никаким промышленным стандартам исполнения и даже заявленным характеристикам.

Пользователи и производители High End в описании и сравнении своей техники используют не числовые измерения параметров аппаратуры, которые можно подтвердить в любой лаборатории, а субъективные мнения нескольких слушателей, которые часто описывают различные особенности звучания одним и тем же не техническим термином. Примеры используемых терминов: эмоциональный, мягкий, песочный, тёплый, холодный, прозрачный, голографическая точность, звуковое полотно и т. д. Это сфера субъективизма и вкусовых пристрастий небольшой группы клиентов, готовых отдавать за свои увлечения очень большие деньги. Аппаратуру High End выбирают не по характеристикам, а по маркам используемых радиодеталей и порой архаичным технологиям: будучи измеренной стандартными приборами, эта аппаратура покажет не лучшие результаты, но субъективно при сравнительном прослушивании в определённых условиях на определённом музыкальном материале может выявиться её колоссальное преимущество перед бюджетной Hi-Fi-аппаратурой.

Для High End, как единичной техники, в противоположность Hi-Fi как массовой, цена изделия не имеет такого же решающего значения (для Hi-Fi приоритетнее экономическая целесообразность). Поэтому обычно аппаратуру класса High End покупают либо аудиофилы-фанаты, готовые заплатить любую цену, либо состоятельные аудиофилы – экономическая целесообразность имеет при этом второстепенное значение, ибо High End – это уникальное решение, удовлетворяющее потребность конкретного «аудиофила».

В связи с высокой ценовой категорией изделий High End, а также идеологическим отсутствием требований по замерам характеристик непосредственными (электрическими) методами, наряду с «заслуженными» изделиями выпускается большое количество неоправданно дорогих, красивых и «брендовых», но в реальности не настолько уникально звучащих компонентов, в особенности это относится к соединительным кабелям. Тем не менее, они находят покупателя по двум причинам — во-первых, для многих High End это, прежде всего, эксклюзивный дизайн, и во-вторых — очень немного людей действительно могут различать компоненты на слух.