.

Особенности конструкции проигрывателей грампластинок

Несмотря на многолетнюю историю создания, и разработок проигрывателей, по-прежнему есть ряд проблем, затрудняющих разработку этих устройств:

  • малое давление иглы на звуковую канавку уменьшает ее износ,   но резко снижает устойчивость движения иглы по канавке (малейшее боковое или вертикальное усилие, вибрация проигрывателя, царапины на пластинке или пылинки в канавке могут выбросить иглу из канавки); 
  • в силу принципа действия звукоснимателя любая вибрация (в том числе двигателя привода или аку­стическое воздействие колонок) воспринимается как дополнительные звуки — помехи, порой очень сильные (например, прохождение глубокой цара­пины способно создать звук пушечного выстрела); 
  • движение иглы с головкой и массивным тонармом по спирали переменного радиуса создает скатыва­ющую силу, нарушающую равенство прижима иглы к двум сторонам V-образной звуковой канавки пластинки, что нарушает стереобаланс; 
  • положение иглы на пластинке при обычном тонар­ме звукоснимателя в виде рычага не соответствует положению резца при записи звуковых сигналов на оригинал (резец движется точно по радиусу плас­тинки, а игла при рычажном тонарме перемещается по дуге), в результате скорость считывания немного отличается от скорости записи; 
  • хорошие изоляционные свойства иглы и самого винилового диска способствуют его сильной элек­тризации, а разряды статического электричества могут быть настолько сильными, что не только создают громкие щелчки, но и могут вызвать по­вреждение транзисторных схем.

Для решения этих проблем приходится проектировать проигрыватель как сложнейшее механическое устройство — вроде хронометра или точнейших лабораторных весов. С одной стороны, звукосниматель с ничтожным давлением иглы на поверхность пластинки должен быть идеально сбалансирован во всех трех измерениях в пространстве. В то же время он должен иметь легкий ход в любую сторону — не только в радиальном направлении, но и вверх - вниз (ведь грампластинка часто бывает слегка изогнутой, что создает заметные колебания звукоснимателя по вертикали), и при этом опускаться на любое место пластинки с заданным давлением - обычно 0,7—1г. Применяется и специальный (пружинный или в виде гирьки) компенсатор скатывающей силы. Не случайно звукосниматель современных проигрывателей обрастает всевозможными балансирами, противовесами и компенсаторами. В подшипниках тонармов используются специальные типы масел — с повышенной вязкостью. Они гасят резкие рывки тонарма, но не препятствуют его плавным и медленным перемещениям в ходе движения иглы головки по звуковой дорожке.

Специальным подбором материалов, как пластинкам, так и диска проигрывателя, ослабляется накопление на пластинке статического электричества. Некоторые настолько подвержены этому, что их приходится обрабатывать специальными растворами — антистатика ми, создающими на поверхности пластинок тончайшую проводящую пленку. Для уменьшения зарядов статического электричества металлические диски — держатели пластинок — делают с обработкой поверхности, создающей достаточное трение для предотвращения скольжения пластинок, или покрывают их слоем, хорошо проводя щей электрический ток специальной резины.
Наряду с проигрывателями с обычным рычажным тонармом применяются проигрыватели с тангенциальным тонармом. У них головка закреплена на направляющем, расположенной точно по радиусу пластинки, и перемещается вдоль этой направляющей с помощью специальном системы слежения за канавкой. К сожалению, такие проигрыватели намного сложнее и дороже обычных и сейчас выпускаются крайне редко. 
Основными параметрами проигрывателей являются
  • скорость вращения пластинки (45 и 33,3 об/мин, иногда и 78 об/мин);
  • неравномерность скорости вращения (измеряете процентах от номинальной скорости);
  • уровень рокота, создаваемого вибрациями механизма и биением пластинки, или отношение сиг­нал/шум (измеряются в децибелах). 
Для уменьшения неравномерности скорости враще­ния пластинки используют низкооборотные двигатели с прямым приводом диска, на который устанавливается пластинка. В дорогих проигрывателях такой синхронный двигатель питается от своего генератора переменного тока, стабилизированного кварцем. В более дешевых проигры­вателях используют ременный привод и цепи стабилиза­ции частоты вращения диска. Нередко для контроля за скоростью вращения плас­тинки применяется стробоскопический метод. Для этого на диск наносят метки (черно-белые полосы), которые освещают неоновой лампой (или светодиодом), созда­ющей пульсирующий по интенсивности свет со стабиль­ной частотой. По остановке меток (стробоскопический эффект) судят о достижении нужной частоты вращения. Диск со стробоскопическими метками, кстати, выглядит внушительно и эстетично.
Вибрация мотора, вращающего пластинку, и диска, I также биение пластинки приводят к появлению харак­терного низкочастотного шума — рокота. В проигрывате­лях практикуются и обычные методы подавления вибра­ций — применение массивного (с массой до нескольких килограммов) диска — маховика; использование ременно­го привода, гасящего вибрации двигателя; и, наконец, использование массивного основания проигрывателя, на­пример, в виде толстой мраморной или гранитной плиты.
Несмотря на эти тонкости и неудобства эксплуатации, проигрыватели грампластинок все еще являются достаточ­но ходовым товаром. Более того, есть модели (стоимостью под десяток тысяч долларов), которые созданы для аппа­ратуры класса High-End. Их, казалось бы, грубому механи­цизму (огромные плиты основания весом в десятки кг, открытые ролики громадного размера, двигатели, ремни, противовесы и т. д.) можно удивляться и даже возмущать­ся, а между тем все это превращает High-Endпроигрыва­тель в идеальную механическую конструкцию, в которой тонарм при этом опускаться на любое место пластинки с заданным давлением - обычно 0,7-1г. Применяется и специальный (пружинный или в виде гирьки) компенсатор скатывающей силы.
Не случайно звукосниматель современных проигрывателей обрастает всевозможными балансирами, противовесами и компенсаторами. В подшипниках тонармов ис пользуются специальные типы масел — с повышенной вязкостью. Они гасят резкие рывки тонарма, но не препятствуют его плавным и медленным перемещениям в ходе движения иглы головки по звуковой дорожке.
Специальным подбором материалов, как пластинки, так и диска проигрывателя, ослабляется накопление на пластинке статического электричества. Некоторые пластинки настолько подвержены этому, что их приходится обрабатывать специальными растворами — антистатика ми, создающими на поверхности пластинок тончайшую проводящую пленку. Для уменьшения зарядов статичен кого электричества металлические диски — держатели пластинок — делают с обработкой поверхности, создающей достаточное трение для предотвращения скольжения пластинок, или покрывают их слоем хорошо проводящей электрический ток специальной резины.
Для уменьшения неравномерности скорости враще­ния пластинки используют низкооборотные двигатели с прямым приводом диска, на который устанавливается пластинка. В дорогих проигрывателях такой синхронный двигатель питается от своего генератора переменного тока, стабилизированного кварцем. В более дешевых проигры­вателях используют ременный привод и цепи стабилиза­ции частоты вращения диска.
Вибрация мотора, вращающего пластинку, и диска, I также биение пластинки приводят к появлению харак­терного низкочастотного шума — рокота. В проигрывате­лях практикуются и обычные методы подавления вибра­ций - применение массивного (с массой до нескольких килограммов) диска - маховика; использование ременно­го привода, гасящего вибрации двигателя; и, наконец, использование массивного основания проигрывателя, на­пример, в виде толстой мраморной или гранитной плиты.
Несмотря на эти тонкости и неудобства эксплуатации, проигрыватели грампластинок все еще являются достаточ­но ходовым товаром. Более того, есть модели (стоимостью под десяток тысяч долларов), которые созданы для аппа­ратуры класса High-End. Их, казалось бы, грубому механи­цизму (огромные плиты основания весом в десятки кг, открытые ролики громадного размера, двигатели, ремни, противовесы и т. д.) можно удивляться и даже возмущать­ся, а между тем все это превращает High-Endпроигрыва­тель в идеальную механическую конструкцию, в которой всякая эстетика, экономическая целесообразность и даже здравый смысл положены в жертву получению запредельных электромеханических и акустических свойств проиг­рывателя.