Нелинейность слуха

 

Нелинейность слуха

Для более удобного оперирования столь значительными абсолютными величинами, но в большей степени потому, что слуховое ощущение раздражающей силы звукового сигнала пропорционально ее логарифму (согласно закону Вебера-Фехнера), чаще используются величины, называемые уровнем интенсивности звука , уровнем ощущения , уровнем звукового давления , уровнем плотности звуковой энергии , которые также пропорциональны логарифму относительного значения параметра ,  и измеряются в децибелах

Одинаковые относительные изменения раздражающей силы вызывают одинаковые приращения слухового ощущения. Эта особенность слуха также измерена: порог заметности изменения интенсивности  чистых тонов на высоких и средних уровнях ощущения  составляет от 0,2 до 0,6 дБ, на низких уровнях ощущения он доходит до нескольких децибел, а среднее значение  около 1 дБ. Таким образом, между порогом слышимости и болевым порогом слух различает несколько сотен ступеней изменения слухового ощущения.

Амплитудная разрешающая способность слуха по ощущению изменений интенсивности звука имеет еще и частотную зависимость: она наиболее высока на средних, заметно меньше на высоких и еще меньше на низких частотах.

Установлено, что уровень громкости неточно характеризует субъективное слуховое ощущение. Для преодоления этого было введено понятие уровня громкости . За уровень громкости данного звука принимается уровень интенсивности равногромкого с ним чистого тона с частотой 1000 Гц. Единица измерения - фон. При бинауральном слушании (т.е. обоими ушами) чистых тонов для определения уровня громкости пользуются семейством изофон, т.е. кривыми равной громкости

Иногда графики изофон вызывают некоторые трудности восприятия их сущности. Для упрощения понимания представлен более доступный график , характеризующий чувствительность слуха при различных уровнях громкости. Единицей измерения громкости принят 1 сон, соответствующий громкости тона с уровнем LG = 40 фон.

В таблице 2.1 приведены измеренные величины уровня громкости LG и громкости G для некоторых источников звука и градация громкости в музыкальных программах.

Таблица 2.1.

Источник звука

LG, фон

G, сон

Улица с интенсивным движением и трамваем

75...80

11.40...17.10

Шумная улица без трамвая

60...75

4.35...11.40

Обычный средний шум на улице

55...60

3.08...4.35

Комната шумная

40...50

0.98...2.20

Комната тихая

25...30

0.20...0.36

Разговор трех человек в комнате

45...50

1.50...2.20

Оркестр

80...100

17.10...88.00

Зал при массовых сценах

75...90

11.40...59.00

Аплодисменты

60...75

4.35...11.40

Исполнение соло в студии

40...50

0.98...2.20

Форте фортиссимо

100

88.00

Фортиссимо

90

38.00

Форте

80

17.10

Меццо-форте

70

7.95

Меццо пиано

60

4.35

Пиано

50

2.20

Пианиссимо

40

0.98

Пиано пианиссимо

30

0.36

Порог слухового ощущения

0

0

Слуховой аппарат человека не способен абсолютно линейно ощущать воздействия звуков в значительном диапазоне интенсивностей. Нелинейность слуха проявляется в том, что при воздействии громких тонов с уровнем интенсивности более 40 дБ, например с частотой f1, в слуховом аппарате образуются гармоники этого тона с частотами 2f1, 3f1, 4f1 и т.д. При уровне интенсивности звука менее 40 дБ субъективные гармоники не образуются. Оптимальным уровнем, при котором заметность и порядковый номер гармоники относительно невелики, можно считать 80...90 дБ. Особенно диссонансны 7-я и 9-я гармоники. 2-я субъективная гармоники почти в 5 раз превосходит 3-ю. Этот факт иногда является основой для утверждения, что SE-усилители, в которых обычно преобладает уже объективная 2-я гармоника, более импонируют слуху, нежели РР-усилители, где доминирует 3-я объективная гармоника, к которой слух более чем в 1,5...2,0 раза чувствительнее. Термин "импонирует" следует понимать в том смысле, что слух не может отделить объективно привнесенные гармоники от собственных субъективных того же 2-го порядка, а потому их восприятие не вызывает дискомфорта. Попыткой воспользоваться этим свойством слуха явилось создание РР-усилителей со специально увеличенной 2-й гармоникой, что достигалось разбалансом драйверного каскада.