.

Системы автоматической оптимизации записи магнитофонов

Существует четыре основных типа магнитных лент, которые существенно отличаются свои­ми свойствами.

  • Тип I использовался порошок гамма-оксида железа Fe2O3;
  • Тип II  лентам на основе диоксида хрома  CrO2
  • Type III двухслойные Fe2O3+FeCr «Ferri Chrom III» или «Ferrochrom»
  • Тип IV на основе металлических порошков («Metal»)

«Metal» обеспечивают наибольший динамический диапазон, но для того чтобы им воспользоваться, требуется специальная настройка тракта записи-воспроизведения, и магнитные головки с более высокими параметрами. Для их распознавания в кассетах делаются соответствующие отверстия и углубления. В магнитофо­нах среднего класса вводится ручной переключатель типа лент, с помощью которого меняются цепи коррекции и величина тока ВЧ-подмагничивания. В более сложных магнитофонах такое переключение делается автоматичес­ки путем распознавания соответствующих типов кассет по отмеченным меткам. При этом тип ленты указывается на дисплее. 

Тип плёнки
IEC
Рабочий слой
Цвет магнитного слоя
Постоянная времени[31]
Ток подмагничивания
Контрольные выемки
Год выпуска
Разработчик
Normal
Type I
Гамма-оксид железа-(III)
Коричневый
120 мкс
Нормальный
Нет
1964 — по н. в.
Philips
CrO2
Type II
Диоксид хрома
Тёмно-синий
70 мкс
Высокий
Одна пара по краям
1970 — по н. в.
BASF
CrO2+Fe2O3 (феррохром)
Type III
Диоксид хрома + слой Fe2O3
Сине-чёрный + коричневый со стороны основы
70 или 120 мкс
Нормальный
Нет
1972-1984.
SONY
Metal
Type IV
Металлический порошок
Чёрный
50 или 70 мкс
Высокий
Две пары
1979—1997
3M

Однако, несмотря на высокий уровень параметров магнитных материалов существует их заметный разброс даже в пределах лент одного типа. Кроме того, оптимальная величина тока подмагничивания может заметно меняться в ходе эксплуатации магнитофона из-за постепенного стирания довольно тонкого носика головки записи или изменения параметров ВЧ-генератора, создающего ток подмагничивания.

В связи с этим в наиболее качественных магнитофонах предусмотрена система автоматической установки опти­мального тока подмагничивания. При пуске этой системы она выполняет ряд пробных записей с разными значени­ями тока подмагничивания и устанавливает оптимальный к подмагничивания именно для той ленты, которая находится в используемой кассете. Для этого в магнито­фон встраивается одно-, двух- или даже трехчастотный генератор звуковых частот, электронный измеритель уров­ня сигналов и схема регулировки тока подмагничивания по максимуму отдачи ленты. Результат тестирования запоминается и после выклю­чения магнитофона. Обычно такая система включается клавишей Rec Mute и ее действие сопровождается мигани­ем индикатора записи. После этого протяжка ленты пре­кращается и вы можете пустить магнитофон, на запись. Время этой операции от нескольких секунд до 15— 10 секунд (в зависимости от типа магнитофона). После проведения этой операции можно гарантиро­вать самое высокое из возможных качество записи. Неко­торые магнитофоны во время этой операции уточняют (юстируют) положение головки воспроизведения, что оптимизирует и качество воспроизведения. Управляет этой операцией обычно специализированная микро-ЭВМ.

Подстройка под ленту Системы шумоподавления дают приемлемый результат только тогда, когда магнитофон настроен на конкретную магнитную ленту. Отклонение параметров ленты от заводских настроек ленты приводит не только к провалам в частотной характеристике магнитофона, но и к характерным нелинейным эффектам — модуляции АЧХ уровнем сигнала. Поэтому модели верхнего (а с середины 1980-х годов и среднего) уровня имели возможность оперативной подстройки (калибровки) магнитофона под ленту с помощью генераторов образцового сигнала. Как минимум, регулировался ток подмагничивания; в моделях верхнего уровня - коэффициент усиления ("ноль" системы Dolby) и угол установки головок.
Сквозной канал Оперативная подстройка под параметры ленты предполагает, что головки записи и воспроизведения физически разделены, - головка воспроизведения способна воспроизвести сигнал, только что записанный головкой записи. "Трёхголовая" схема (третья головка - стирающая), наравне с подстройкой тока подмагничивания, стала признаком качественных магнитофонов в начале 1980-х годов. При этом стало возможно оптимизировать конструкции головок записи и воспроизведения под особенности их использования. Позже, в 1990-е годы, удешевление микропроцессоров позволило реализовать подстройку и в двухголовочных магнитофонах за счёт двукратной протяжки участка ленты: вначале в режиме записи тестового сигнала, а затем его анализа при воспроизведении.