.

ZoomFX

Технология передачи размеров объектов, издающих звук, и комплекса суб-источников звука на одном объекте. В настоящее время все технологии трехмерного позиционирования звука рассматривают объекты звуковой картины как точечные источники звука. Конечно, в реальной жизни это не так. Говоря упрощенно, звуковое поле создается неким пространственным элементом, как минимум двумерным (поверхностью) или даже трехмерным (объемом). Однако в виртуальном мире объемного звука не все источники звука необходимо трактовать как "размерные" объекты. Некоторые могут оставаться точечными, не нанося ущерба реалистичности звуковой картины.

В качестве отправного параметра был выбран угол звуковой проекции на голову слушателя:

Экспериментальным путем было установлено, что минимальный угол, при котором человеческий мозг начинает четко и ясно различать пространственные размеры излучателя звука, составляет около 20 градусов. Поэтому разработчиками ZoomFX было принято решение считать источники звука, дающие угол проекции менее 20 град, точечными, а остальные – площадными.

Как понятно из диаграммы и базовых знаний геометрии, угол проекции зависит не только от физических размеров объекта, но и от его удаленности от слушателя. Так, лошадь, скачущая в двух метрах от слушателя, будет считаться площадным объектом, тогда как едущий танк на расстоянии 200 метров – точечным.

Другим аспектом является комплексный источник звука - объект, сочетающий в себе несколько отдельных источников звука, разнесенных в пространстве. В качестве примера рассмотрим летящий вертолет. В жизни вертолет является комплексным источником, и сочетает в себе звуки, издаваемые концами лопастей несущего винта, рев сопла турбины и звук хвостового винта.

В традиционных системах трехмерного позиционирования вертолет рассматривался как точечный источник звука, издающий весь этот комплекс из одной точки в пространстве. Технология ZoomFX позволяет разнести эти точечные источники звука в пространстве для создания эффекта близости комплексного источника звука. Подобное вычленение отдельных звуков из комплексного источника было названо декорреляцией.

Однако пространственная характеристика звукоизлучающего объекта меняется по мере его перемещения относительно слушателя, равно как и информация о суб-источниках. В связи с этим возникла необходимость динамической корректировки этих параметров. В двух словах, по мере приближения объекта к слушателю система выделяет дополнительные источники звука этого объекта и разносит их в пространстве. По мере же удаления происходит обратный процесс, и в итоге источник опять превращается в точечный. Этот алгоритм был назван динамической декорреляцией, а получаемый в результате реалистичный образ приближающегося или удаляющегося объекта с ощущением изменения его кажущегося размера получил наименование Audio Zoom.

Технология ZoomFX может также использоваться для лучшей визуализации стерео, Dolby Prologic и Dolby Digital при прослушивании в наушниках, путем создания дополнительных "виртуальных" источников звука и, тем самым, восстанавливая частичную потерю локализации и объема по сравнению с акустическими системами с несколькими динамиками.