Типы магнитофонов

Типы магнитофонов

К традиционным звукозаписывающим устройствам относятся магнитофоны, ведущие запись звуковых сигна­лов на магнитную ленту. Долгое  время магнитофоны оставались единственными устройствами, которые позволяли пользователю избранно записывать полюбившиеся ему произведения. До сих пор иногда встречаются и выпускаются кату­шечные магнитофоны для записи на ленту шириной 6,2 мм. Однако для бытовых целей  повсеместно применяют­ся лишь кассетные магнитофоны. Их качество за последние годы настолько улучшилось, что многие модели по техни­ческим характеристикам ничуть не уступают своим крупно­габаритным собратьям - катушечным магнитофонам,

Выпускаемые ведущи­ми фирмами магнитофоны можно подразделить на следу­ющие типы:
  • стационарные катушечные магнитофоны; 
  • стационарные (как правило высококачественные) кассетные магнитофонные приставки без усилите­лей мощности и динамиков - деки; 
  • переносные магнитофоны с батарейным питанием; 
  • миниатюрные магнитофоны для записи и воспро­изведения речи - диктофоны; 
  • миниатюрные магнитофоны только для воспроиз­ведения магнитных записей - плейеры.
 
Все магнитофоны указанных типов могут иметь опре­деленные отличительные признаки. Например, деки мо­гут быть однокассетными или двухкассетными, магнито­фоны могут входить в состав магнитол - приемников, объединенных с магнитофоном, усилителем и звуковыми колонками. Многие магнитофоны объединены с тюнером или проигрывателем компакт-дисков.
Для всех  магнитофонов (даже самых миниатюрных) характерен высокий уровень автоматиза­ции: деки нередко имеют  пульт управления и встроенную микро-ЭВМ, у многих магнитофонов пред­усмотрен не только автоматический переключатель типа ленты, но и управляемая от микро-ЭВМ система под­стройки параметров записи под конкретно применяемую ленту, логическое управление, позволяющее немедленно переходить с одного режима работы на другой, автореверс (проигрывание в ту или иную сторону без переворачива­ния кассеты) и др.
 Катушечный магнитофон в  качестве носителя используется магнитная лента, намотанная на пластмассовые или металлические катушки (в быту употреблялось также название «бобина»; до появления кассетных магнитофонов катушки называли кассетами) или на сердечники без щёчек (для предотвращения спадания ленты магнитфоны, рассчитанные на сердечники, имеют на подающем и приёмном узлах диски-«тарелки», также существуют разборные катушки со съёмными щёчками). Намотка ленты рабочем слоем внутрь рулона, но в очень старых магнитофонах нередко встречалась намотка рабочим слоем наружу. За счёт широкой ленты и высокой скорости её протяжки катушечные магнитофоны могут обеспечивать очень высокое качество записи и воспроизведения, выше, чем качество механической грамзаписи, CD и компакт-кассет. Стандартные скорости ленты в бытовых катушечных магнитофонах - 4,76, 9,53 и 19,05 см/с (в некоторых высококлассных применялась и 38,1 см/с); в студийных - 19,05, 38,1 и 76,2 см/с. Медленные скорости 2,38 и 4,76 см/с считались «диктофонными» (скорость 2,38 см/с встречалась только в тифлотехнических аппаратах и регистраторах). В кинематографии для синхронной записи звука могла применяться скорость 48,5 см/с (скорость протяжки 35-мм киноплёнки), в спецаппаратуре встречалась также скорость 28,0 см/с. Все возможности качественной записи реализуются на высоких скоростях, 19,05 см/с и выше.
Кассетный магнитофон в качестве носителя используется магнитная лента, хранимая в кассетах (самый распространённый тип - компакт-кассета: ширина плёнки кассеты 3,81 мм; размер и форма пластикового контейнера - стандартные; скорость - за редкими исключениями 4,76 см/с; длина и тип ленты могут различаться; время воспроизведения 60, 90 и 120 минут (обе стороны); разработаны фирмой Philips в 1964 г.). Первоначально использовались кассеты с лентой на основе гамма-окиси железа (Fe2O3, Type I). Они имели высокий уровень собственных шумов, небольшой динамический диапазон (до 48 дБ) и достаточно узкий диапазон частот (до 12 кГц). Ленты на основе двуокиси хрома (CrO2, Type II) превосходят их по динамическому диапазону и частоте записываемого сигнала. Наилучшее качество обеспечивают ленты типа Metal (Type IV) (снятые с производства в начале 2000-х годов). Многослойные плёнки («феррохром», Type III), предложенные в 1970-е годы, довольно быстро вышли из употребления. С 2006 года в массовом производстве сохранились только ленты Type I, изготавливаемые методом напыления магнитного слоя в вакууме и малопригодные для высококачественной записи музыки. В зависимости от вида ленты, при записи устанавливаются параметры тока подмагничивания, а при воспроизведении - частотной компенсации верхних частот. Отличительной особенностью кассетных магнитофонов является повышенный шум при воспроизведении записанной фонограммы. Это связано с двумя факторами:
  • Во-первых, низкая (по сравнению с катушечными магнитофонами) скорость протяжки ленты приводит к малому уровню сигнала (около 0,15…0,25 мВ), генерируемого магнитным полем в воспроизводящей головке магнитофона - сигналы такого уровня оказываются сопоставимы с собственными шумами транзистора во входной цепи (решение этой проблемы пошло двумя путями: создание специализированных воспроизводящих головок с высокой индуктивностью и, как следствие, с повышенным уровнем выходного сигнала (до 0,45 мВ) и разработка сверхмалошумящих усилителей с параллельным включением транзисторов на входе, в результате флагманские модели кассетных магнитофонов имеют собственные шумы на уровне 60…-62 дБ).
  • Во-вторых, неоднородная структура магнитного слоя и шероховатости его поверхности приводит к повышенному уровню шумов самой ленты (-52…-54 дБ у обычных лент типа I). Опять же из-за относительно низкой скорости движения ленты спектр этих шумов попадает в рабочий диапазон частот магнитофона и становится очень заметным.
Для подавления шумов в кассетных магнитофонах стали применять различные системы шумоподавления. Самые ранние и простые из них - динамические (DNL и подобные) - используют тот факт, что в тихих участках музыкальной фонограммы доля высокочастотных составляющих невелика. Динамический шумоподавитель при воспроизведении слабых сигналов автоматически снижает усиление в области верхних частот (выше 5…6 кГц), где как раз и располагаются основные шумы ленты. На восприятии музыкальной записи такая коррекция сказывается незначительно, а при сильном сигнале шумы ленты маскируются музыкой. В дорогих высококачественных аппаратах с начала 1970-х гг. применяются компандерные системы шумоподавления «Dolby NR B/C/S» или «dbx», которые при записи сжимают динамический диапазон сигнала, «приподымая» тихие фрагменты записи над шумами ленты, а при воспроизведении - расширяют динамический диапазон до исходного. Кассеты, записанные с подавлением шумов, следует воспроизводить с той же системой шумоподавления, которая была выбрана при записи. Для корректного восстановления сигнала, записанного с применением компандерного шумоподавления, необходима точная подстройка параметров записи под конкретную используемую ленту; в магнитофонах, не предусматривающих такую подстройку, восстановленный сигнал часто теряет высокочастотные составляющие («завал верхов»). Для расширения динамического диапазона вверх (прежде всего, в области высоких звуковых частот) применяется система динамического подмагничивания Dolby HX Pro, впервые применённая компанией Bang and Olufsen в 1982. Эта система в процессе записи автоматически поддерживает оптимальный уровень подмагничивания соответственно изменению сигнала записи. Ленты, записанные с Dolby HX, могут воспроизводиться на магнитофонах, не имеющих этого устройства, но повышенный уровень записи может перегружать их канал воспроизведения.
В СССР и странах СНГ было принято в разговорной речи обозначать кассетный магнитофон словом «кассетник». В свою очередь катушечный магнитофон назывался словом «катушечник» или «бобинник» (от слова «бобина» - катушка). Как правило, среди кассетных дек лучшими считаются флагманские модели Nakamichi (1000ZXL, ZX9, CR7, Dragon), Pioneer (model 1200, CT-A9X) и менее распространённые Tandberg (model 3014) и TEAC (6000, 7000, 10000), достигшие своего технологического потолка в 1981-1983 гг., а также верхние модели массовых брендов второй половины 1980-х: Sony (TC-K950ES), Aiwa (XK-S9000), Akai (GX-F91), Alpine (Alpage), JVC, Harman/Kardon, Marantz,Technics.