НЧ-динамики
НЧ-динамики
На низких частотах диффузор динамика должен работать как поршень. Между тем обычный конический бумажный диффузор с внешним диаметром
Одной из самых трудно решаемых (и до конца нерешенных) проблем является подавление резонанса механической системы динамика. Подвешенный диффузор динамика (обычно подвеска делается в двух местах — у вершины и у основания конуса диффузора) ведет себя как колебательная механическая система с довольно малым коэффициентом затухания. Это можно почувствовать, слегка стукнув пальцем по диффузору, - вы услышите (и даже увидите, если динамик мощный) колебания диффузора, затухающие довольно медленно.
Коэффициент затухания (и обратная ему величина — добротность резонансной системы Q) является мерой затухания колебаний: чем меньше коэффициент затухания и выше добротность, тем дольше звучит динамик при импульсном воздействии на диффузор. Заметим, что добротность можно характеризовать числом периодов затухающих колебаний при уменьшении их амплитуды в е раз (е — основание натурального логарифма, е == 2,718...). Даже у хорошо сконструированного НЧ-динамика добротность нередко достигает нескольких единиц, т. е. в ответ на ударное возмущение динамик ответит несколькими полными циклами колебаний с резонансной частотой. Плохо сконструированный динамик дает десятки циклов затухающих колебаний, прежде чем переходный процесс кончается.
Низкочастотные динамики должны иметь прочный диффузор с мягкой подвеской. Это достигается применением специальных материалов для гофрированной диафрагмы и центрирующей шайбы. Таким образом, обеспечивается снижение резонансной частоты до 25—50 Гц, иногда и ниже. Ниже резонансной частоты отдача динамика резко падает и его применение становится малоэффективным. Резонанс динамика приводит к двум неприятностям. При воспроизведении ударных звуков (например, выстрела или удара по барабану) резонансные колебания диффузора приводят к появлению дополнительных колебаний диффузора и, соответственно, к появлению дополнительных звуков, воспринимаемых как сильные искажения (бубнение). Кроме того, при воспроизведении гармонических сигналов резко возрастает отдача динамика на частотах, близких к резонансной, а на более низких частотах резко усиливается спад АЧХ динамика. Вблизи резонансной частоты амплитуда колебаний диффузора резко усиливается (примерно в Q раз) и это может создать большие нелинейные искажения из-за неравномерного магнитного поля в зазоре магнитной системы динамика.
Для уменьшения влияния резонанса используют специальные материалы для подвески гофрированной диафрагмы и центрирующей шайбы — бумагу, пористую резину, спрессованный поролон и т. д. Это уменьшает упругость системы и понижает частоту резонанса. Правильный выбор материалов может заметно уменьшить добротность механической системы динамика. Небольшой подъем АЧХ из-за резонанса на низших частотах звукового диапазона может даже выровнять результирующую АЧХ — однако это возможно лишь при соответствующем акустическом оформлении динамика. Типичным средством подавления резонанса является применение усилителей с близким к нулю (а иногда даже и отрицательным) выходным сопротивлением. Динамик с усилителем представляют собой колебательную электромеханическую систему, для которой полное сопротивление (усилителя и катушки динамика) выполняет роль демпфера. Такое электрическое демпфирование эффективно дополняет другие (сугубо механические) методы демпфирования. Больших успехов в разработке обычных динамиков уже давно добились немецкие и некоторые другие европейские фирмы. Еще с послевоенных лет динамики фирм Grundig и Philips славились своим мощным и в то же время мягким и сочным звуком. И ныне эти фирмы выпускают обширнейшую номенклатуру динамиков, хотя и испытывают весьма серьезную конкуренцию со стороны американских и японских фирм. Так, японская фирма Matsushita еще в 1983 году выпустила НЧ-динамик серии DA с диаметром диффузора сотовой конструкции
Но самым больным вопросом при использовании динамиков является устранение принципиально присущего динамикам явления акустического короткого замыкания. Когда диффузор динамика выталкивается из магнитного зазора, он создает впереди себя избыточное давление воздуха, а сзади — разрежение. Естественно, что уплотненный воздух тут же переходит в рядом расположенную область разрежения, что резко уменьшает интенсивность излучаемых волн на низких частотах. Чем ниже частота колебаний (и больше длина их волны), тем сильнее проявляется этот эффект. Он перестает быть заметным на высоких частотах, когда длина волны звуковых колебаний становится меньше размеров диффузора. Мы вернемся к обсуждению этого вопроса при описании акустических колонок, а пока лишь отметим, что описанные факторы практически исключают применение динамиков самих по себе, без соответствующего акустического оформления (например, ящика или корпуса аппарата, в который они устанавливаются).