Классификация проигрывателй грампластинок

Классификация проигрывателй грампластинок 

Наиболее распространенной является классификация про­игрывателей по типу привода:
  • ременный, пасиковый (belt drive)
  • фрикционный, роликовый (idler-wheel drive)
  • прямой (direct drive)
Действительно, все остальные элементы проигрывателя — игла с иглодержателем (кантеливром), головка звукоснимателя (картридж), держатель головки (шелл), тонарм, провода, разъемы и корпус (кабинет) — являются заменяемыми по своей сути. 
Ременный привод Кинематически ременный привод представляет собой пару шкивов: один на двигателе (ведущий), второй — ведомый, на поворотном диске (либо сам диск является шкивом) связанных ремнем. Последний обычно выполняется из резины или полиуретана.
кинематическая схема
Поперечное сече­ние ремня может быть прямоугольным, реже — круглым. Казалось бы, изготовление ременного привода — простая задача, но в процессе изготовления первых опытных образ­цов возникла серьезная проблема: при вращении высоко­скоростных двигателей (более 375 об./мин) пасик проскаки­вал па шкивах, что не позволяло элементарно раскрутить тяжелый поворотный диск. Технологии того времени не могли обеспечить рентабельность производства двигателей, поддерживающих частоту вращения приводного шкива ниже 375 об./мин, а снижение момента инерции поворотного диска (путем уменьшения его массы и/или диаметра) негативно сказывается на равномерности вращения грампластинки. В результате проблема была реше­на за счет введения дополнительного элемента — промежу­точного ролика, приводимого в движение насадкой на валу двигателя; на одной оси с роликом располагался ведущий шкив. Такой привод называют двухступенчатым.Разумеется, дополнительная ступень увеличивала коэффици­ент детонации и уровень рокота, и с появлением доступных тихоходных двигателей выпуск подобных приводов был пре­кращен. Еще один недостаток ременного привода — необхо­димость подстройки частоты вращения двигателя (диска) — вызван приближенным расчетом соотношений ведущего и ведомого шкивов. Это объясняется тем, что ремень ведет диск не поверхностью внутреннего радиуса, а по нейтральной линии с бОльшим диаметром, положение которой зависит от гибкости ремня В аппаратуре высокого класса нет мелочей: например, пасик, кажущийся неким расходным материалом, на деле выполня­ет не только роль передаточного звена между шкивами, но и акустически развязывает двигатель от головки звукоснима­теля, снижая уровень рокота. Более того, именно качество изготовления и материал пасика определяют коэффициент детонации проигрывателя с ременным приводом.

Фрикционный привод В случае фрикционного привода связь двигателя с поворотным диском осуществляется посредством резинового ролика. Вал двигателя и ролик могут располагаться как по внутреннему, так и по внешнему борту поворотного диска (в отдельных моделях проигрывателей ролик располагается в вертикальной плоскости, соприкасаясь с внутренней гори­зонтальной поверхностью диска). В качестве двигателя обыч­но использовались высокооборотные асинхронные или син­хронные двигатели. Число синхронных оборотов равно 3000 или 1500 об./мин (при частоте сети 50 Гц) в зависимости от количества полюсов (2 или 4). С учетом частоты вращения грампластинки — 33% об./мин, внутренний борт поворотного диска диаметром 300 мм проходит за 1 минуту 31415 мм; со ответственно, вал двигателя при частоте вращения 1500 об./мин должен иметь диаметр 6,67 мм, а при частоте 3000 об./мин — 3,33 мм.

 кинематическая схема Диаметр ролика в данном расчете не имеет значения. Часто­та же его вращения отнюдь не безразлична: при диаметре ролика 40 мм она составит около 250 об./мин, что в пересче­те на секунды дает частоту 4,1 Гц. К сожалению, человеческий слух обладает наибольшей чувствительностью к колебаниям тональности именно с такой частотой. При передаче усилия от двигателя к диску ролик не должен проскакивать, что требует достаточно плотного прижима, повышая требования к износостойкости его покрытия (обычно изготавливается из твердой резины). В результате колебания вала двигателя передаются дис­ку практически без демпфирования. Интересно отметить, что неровности поверхности всего в 25 мкм резинового ролика диаметром 50 мм вызывают колебания высоты звука на 0,1 %.

Основным недостатком фрикционной передачи являются колебания тональности звука с частотой 4—100 Гц, а также высокий уровень рокота

 

Прямой привод Уменьшение количества вращающихся элементов, очевидно, позволяет снизить уровни детонации и рокота. Поэтому по­пытки установить диск непосредственно на валу двигателя предпринимались постоянно. Один из первых вариантов прямого привода  был запатентован фирмой «Торенс» в 1929 году ! Наибольшее распространение прямоприводные проигрыватели получили с развитием электроники в конце 70-х годов XX века, потеснив другие виды приводов.
кинематическая схема  Действительно, прямой привод имеет свои достоинства: ми­нимальный коэффициент детонации, отсутствие недолговеч­ных резиновых изделий, удобство построения полуавтомати­ческих и автоматических проигрывателей. К недостаткам можно отнести передачу вибраций двигателя непосредственно диску. Эти вибрации возникают при корректировке скорости вращения, носящей импульсный характер; как результат, возникает рокот частотой 8—22 Гц. Указанные типы приводов имеют свои (объективные) преиму­щества и недостатки, а оценки качества звучания (субъектив­ные) на Интернет-форумах порой диаметрально противопо­ложны. С точки зрения авторов предпочтительно приобре­тение прямоприводного проигрывателя (разумеется, если речь идет о бюджетных моделях) производства Японии до середины 1980-х годов выпуска с поворотным (pivoted) то­нармом. И здесь авторы не противоречат себе, как может показаться на первый взгляд. Прямоприводные проигрыва­тели получили наибольшее распространение именно в эти годы, достигнув технического совершенства, коснувшегося всех узлов, а не только собственно привода. Их конкурен­ты — винтажные проигрыватели с другими типами приво­дов — обычно значительно старше, что влечет за собой больший износ их механических узлов. Кроме того, у прямо-приводных проигрывателей полностью отсутствует износ двигателя.

Несколько слов о двигателях  Существует две концепции: двигатель с мягкой электромеханической характеристикой («слабый» двигатель), т.е. нагруженный в процессе эксплу­атации до номинальной мощности (либо мощный, подтор­маживаемый механическим или магнитным тормозом), и двигатель с жесткой характеристикой («сильный» двига­тель), обладающий многократным запасом по мощности. В случае использования «слабого» двигателя не происходит толчкообразных колебаний, увеличивающих коэффициент детонации, т.к. двигатель работает равномерно, выгодно отличаясь от режима работы «сильного двигателя»: «раз­гон—холостой ход—разгон». Разработчики эксклюзивных моделей проигрывателей для снижения детонации нередко используют несколько двига­телей или (и) пасиков одновременно. Элементы привода крепятся к столу Очевидно, что для снижения уровня рокота стол должен быть массивным и жестким. Двигатель нередко помещают в отдельный виброгасящий корпус.

Поворотный диск Поворотный диск также является неотъемлемой частью лю­бого типа привода; диск должен обладать большим моментом инерции, что обеспечивает стабильность вращения. Обычно диск изготавливается из сплавов алюминия или цинка, а бо­лее дорогие модели — из стекла или акрила; применение магнитных материалов недопустимо. Поверх приводного диска располагается резиновый или су­конный коврик круглой формы — мат, выполняющий не­сколько функций: исключение прямого механического кон­такта грампластинки с диском, предотвращение проскальзы­вания грампластинки, гашение колебаний, возникающих в грампластинке при проигрывании.