Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы

Кислотные аккумуляторы правильнее называть свиицово-кислоптыми (Lead-Acid, СКА). Это, вероятно, самая древняя разновидность аккумуляторов— первый работоспо­собный СКА был создан аж в 1859 году. В начале XX века выяснилось, что именно этот тип аккумуляторов неплохо подходит для того, чтобы крутить стартер автомо­биля, и с тех пор их производят десятками миллионов.

Еще лет двадцать-тридцать назад автомобильные аккумуляторы были весьма ка­призными и даже несколько опасными для здоровья — конструкторы никак не могли справиться с выделением газов, сопровождающим процесс заряда. Из-за это­го СКА приходилось делать негерметичными, а электролитом в них, между про­чим, служит серная кислота, которую периодически требовалось доводить до нуж­ной плотности дистиллированной водой, — занятие, мягко говоря, небезопасное. С тех пор СКА значительно облагородились, стали герметичными и необслуживаемыми, но в основе они все те же, что тридцать и пятьдесят лет назад. У них низ­кая удельная энергоемкость (30-50 Втч/кг в самых лучших образцах), и они боятся глубокого разряда, отчего в процессе хранения их надо все время подзаряжать.

Зато у СКА высокая перегрузочная способность — стартерная батарея даже на мо­розе без особых усилий отдает ток в несколько сотен ампер, необходимый для того, чтобы прокрутить холодный двигатель. При этом СКА дешевы и относительно не­плохо держат заряд — хороший автомобильный аккумулятор разряжается в сред­нем на 5% в месяц или на 50% за год. Именно этот тип аккумуляторов традиционно используется в источниках бесперебойного питания (ИБП). Так как там батареи пребывают в тепличных условиях (постоянно подзаряжаются), то срок службы аккумуляторов в ИБП может достигать 5-7 лет.

Другое распространенное применение СКА в современных условиях — в качестве буферного аккумулятора в системах альтернативной энергетики. Так как ни сол­нечные батареи, ни ветряки не в состоянии выдавать стабильное напряжение круг­лосуточно, то аккумуляторная батарея в совокупности с инвертором напряжения оказывается необходимым компонентом таких систем.

Кроме обычных СКА, есть еще и усовершенствованные типы: так, на­пример, аккумуляторы с гелевым электролитом можно эксплуатировать в любом положении. И гелевые, и так называемые AGM-аккумуляторы отличаются от обычных свинцовых повышенным сроком службы, особенно в буферном режиме, когда они не подвергаются частому глубокому разряду (в источниках бесперебойного питания, на­пример), — до 10-12 лет, в отличие от обычных свинцовых, у которых срок службы не превышает 3-4 лет. В этих случаях применять стоит именно AGM или гелевые, не­смотря на то что их стоимость примерно вдвое выше, — она окупается за счет более долгой эксплуатации и повышения надежности всей системы.

СКА заряжать достаточно просто (они не очень боятся перезаряда), и автоматиче­ские зарядники для автомобильных СКА доступны каждому. В радиолюбительской практике герметизированные СКА можно рекомендовать для питания мощных уст­ройств (например, содержащих электродвигатели), а также в качестве буферного элемента при питании от солнечных батарей.