MPEG: Общая информация
MPEG: Общая информация
Существуют разные стандарты MPEG (как их еще иногда называют фазы - phase): MPEG-1, MPEG-2, MPEG-3, MPEG-4, MPEG-7. MPEG состоит из трех частей:
- Audio,
- Video,
- System (объединение и синхронизация двух других).
MPEG-1 По стандарту MPEG-1 потоки видео и звуковых данных передаются со коростью 150 килобайт в секунду -- с такой же скоростью, как и односкоростной CD-ROM проигрыватель -- и управляются путем выборки ключевых видео кадров и заполнением только областей, изменяющихся между кадрами. К несчастью, MPEG-1 обеспечивает качество видеоизображения более низкое, чем видео, передаваемое по телевизионному стандарту. MPEG-1 был разработан и оптимизирован для работы с разрешением 352 ppl (point per line -- точек на линии) * 240 (line per frame -- линий в кадре) * 30 fps (frame per second -- кадров в секунду), что соответствует скорости передачи CD звука высокого качества. Используется цветовая схема - YCbCr (где Y - яркостная плоскость, Cb и Cr - цветовые плоскости).
Как MPEG работает:В зависимости от некоторых причин каждый frame (кадр) в MPEG может быть следующего вида:
- I (Intra) frame - кодируется как обыкновенная картинка.
- P (Predicted) frame - при кодировании используется информация от предыдущих I или P кадров.
- B (Bidirectional) frame - при кодировании используется информация от одного или двух I или P кадров (один предшествующий данному и один следующий за ним, хотя может и не непосредственно,
Последовательность кадров может быть например такая: IBBPBBPBBPBBIBBPBBPB...Последовательность декодирования: 0312645... Нужно заметить, что прежде чем декодировать B кадр требуется декодировать два I или P кадра. Существуют разные стандарты на частоту, с которой должны следовать I кадры, приблизительно 1-2 в секунду, соответствуюшие стандарты есть и для P кадров (каждый 3 кадр должен быть P кадром). Существуют разные относительные разрешения Y, Cb, Cr плоскостей (Таблица 1), обычно Cb и Cr кодируются с меньшим разрешением чем Y.
Вид Формата |
Отношения разрешений по горизонтали (Cb/Y): |
Отношение разрешений по вертикали (Cb/Y): |
4:4:4 |
1:1 |
1:1 |
4:2:2 |
1:2 |
1:1 |
4:2:0 |
1:2 |
1:2 |
4:1:1 |
1:4 |
1:1 |
4:1:0 |
1:4 |
1:4 |
Для применения алгоритмов кодировки происходит разбивка кадров на макроблоки каждый из которых состоит из определенного количества блоков (размер блока - 8*8 пикселей). Количество блоков в макроблоке в разных плоскостях разное и зависит от используемого формата
Техника кодирования: Для большего сжатия в B и P кадрах используется алгоритм предсказания движения что позволяет сильно уменьшить размер P и B кадров -- Таблица 2 на выходе которого получается: Вектор смещения (вектор движения) блока который нужно предсказать относительно базового блока. Разница между блоками (которая затем и кодируется). Так как не любой блок можно предсказать на основании информации о предыдущих, то в P и B кадрах могут находиться I блоки (блоки без предсказания движения).
Вид кадра |
I |
P |
B |
Средний размер |
Размер кадра для стандарта SIF (kilobit) |
150 |
50 |
20 |
38 |
Метод кодировки блоков (либо разницы, получаемой при методе предсказание движения) содержит в себе:
- Discrete Cosine Transforms (DCT - дискретное преобразование косинусов).
- Quantization (преобразование данных из непрерывной формы в дискретную).
- Кодировка полученного блока в последовательность.
DCT использует тот факт, что пиксели в блоке и сами блоки связаны между собой (т.е. коррелированны), поэтому происходит разбивка на частотные фурье компоненты (в итоге получается quantization matrix - матрица преобразований данных из непрерывной в дискретную форму, числа в которой являются величиной амплитуды соответствующей частоты), затем алгоритм Quantization разбивает частотные коэффициенты на определенное количество значений. Encoder (кодировщик) выбирает quantization matrix которая определяет то, как каждый частотный коэффициент в блоке будет разбит (человек более чувствителен к дискретности разбивки для малых частот чем для больших). Так как в процессе quantization многие коэффициенты получаются нулевыми то применяется алгоритм зигзага для получения длинных последовательностей нулей.
Звук в MPEG: Форматы кодирования звука деляться на три части: Layer I, Layer II, Layer III (прообразом для Layer I и Layer II стал стандарт MUSICAM, этим именем сейчас иногда называют Layer II). Layer III достигает самого большого сжатия, но, соответственно, требует больше ресурсов на кодирование. Принципы кодирования основаны на том факте, что человеческое ухо не совершенно и на самом деле в несжатом звуке (CD-audio) передается много избыточной информации. Принцип сжатия работает на эффектах маскировки некоторых звуков для человека (например, если идет сильный звук на частоте 1000 Гц, то более слабый звук на частоте 1100 Гц уже не будет слышен человеку, также будет ослаблена чувствительность человеческого уха на период в 100 мс после и 5 мс до возникновения сильного звука). Psycoacustic (психоакустическая) модель используемая в MPEG разбивает весь частотный спектр на части, в которых уровень звука считается одинаковым, а затем удаляет звуки не воспринимаемые человеком, благодаря описанным выше эффектам. В Layer III части разбитого спектра самые маленькие, что обеспечивает самое хорошее сжатие. MPEG Audio поддерживает совместимость Layer'ов снизу вверх, т.е. decoder (декодировщик) для Layer II будет также распознавать Layer I.
Синхронизация и объединение звука и видео, осуществляется с помощью System Stream, который включает в себя:
- Системный слой, содержащий временную и другую информацию чтобы разделить и синхронизовать видео и аудио.
- Компрессионный слой, содержащий видео и аудио потоки.
Видео поток содержит заголовок, затем несколько групп картинок (заголовок и несколько картинок необходимы для того, что бы обеспечить произвольный доступ к картинкам в группе в независимости от их порядка).
Звуковой поток состоит из пакетов каждый из которых состоит из заголовка и нескольких звуковых кадров (audio-frame).