.

ВЧ-динамики и излучатели

 Наболее разнообразны конструкции высокочастот­ных (ВЧ) динамиков. Они могут быть обычными, рупор­ными или купольными. Основной проблемой при их создании является расширение направленности излуча­емых колебаний. В этом отношении определенными пре­имуществами обладают купольные динамики. Диаметр диффузора или излучающей мембраны ВЧ-пищалок лежит в пределах от 10 до 50 мм. Часто пищалки наглухо закрыты сзади, что исключает возможность модуляции их излуче­ния излучением НЧ и СЧ-излучателей.

Обычный миниатюрный ВЧ-динамик с коническим диффузором неплохо излучает звуки высоких частот, но имеет очень узкую диаграмму направленности — обычно в пределах угла от 15 до 30 градусов (относительно центральной оси). Этот угол задается при снижении отдачи динамика обычно на —2 дБ. Указывается угол при отклонении как от горизонтальной, так и от вертикальной оси. За рубежом этот угол называют углом рассеивания или дисперсии (dispersion) звука.

Для увеличения угла рассеивания делают диффузоры или насадки к ним различной формы (шарообразной, в форме рупора и т. д.). Многое зависит и от материала диффузора. Тем не менее обычные ВЧ-динамики не в состоянии излучать звуки с частотами заметно выше 20 кГц. Размещение перед ВЧ-динамиком специальных отражателей (чаще всего в виде пластиковой решетки) позволяет заметно расширить диаграмму направленнос­ти. Такая решетка часто является элементном акустичес­кого обрамления ВЧ-динамика или иного излучателя.

Извечной темой споров является вопрос о том, а нужно ли вообще излучать частоты выше 20 кГц, коль наше ухо их не слышит, и даже студийная аппаратура нередко огра­ничивает эффективный диапазон звуковых сигналов на уровне от 10 до 15—18 кГц. Однако то, что мы не слышим такие синусоидальные сигналы, не означает, что они не существуют и не влияют на форму временных зависимос­тей реальных и довольно сложных звуковых сигналов с гораздо более низкими частотами повторения.

Есть много убедительных доказательств того, что эта форма сильно искажается при искусственном ограниче­нии частотного диапазона. Одной из причин этого являют­ся фазовые сдвиги различных компонентов сложного сигнала. Любопытно, что наше ухо не ощущает сами по себе фазовые сдвиги, но способно отличить сигналы с различ­ной формой временной зависимости, даже если они содер­жат одинаковый набор гармоник с одинаковыми амплиту­дами (но разными фазами). Большое значение имеет характер спада АЧХ и линейность ФЧХ даже за пределами эффективно воспроизводимого диапазона частот.

Вообще говоря, если мы хотим иметь равномерные АЧХ и ФЧХ во всем звуковом диапазоне, то реально излучаемый акустикой диапазон частот должен быть за­метно шире звукового. Все это вполне оправдывает разра­ботку широкополосных излучателей многими ведущими в области электроакустики фирмами.

Размещение ВЧ излучателей   Существует  проблема - результат в большой степени зависит от того, куда поставлены и как сориентированы головки. Поговорим о ВЧ-головке, или твитере.

  Особенности ВЧ-головок  Из теории распространения звуковых волн известно, что с увеличением частоты диаграмма направленности излучателя сужается, и это приводит к сужению зоны оптимального прослушивания. То есть получить равномерный тональный баланс и правильную сцену можно только в небольшой области пространства. Поэтому расширение диаграммы направленности ВЧ-излучателя - основная задача всех разработчиков громкоговорителей. Самая слабая зависимость диаграммы направленности от частоты наблюдается у купольных ВЧ-динамиков. Именно этот тип ВЧ-излучателей - самый распространенный в автомобильных и бытовых АС. Другие достоинства купольных излучателей - маленькие размеры и отсутствие необходимости создавать акустический объем, а к недостаткам следует отнести невысокую нижнюю граничную частоту, которая лежит в пределах 2,5-7 кГц. Все эти особенности учитываются при установке высокочастотника .На место установки влияет все: рабочий диапазон ВЧ-динамика, его характеристики направленности, количество устанавливаемых компонентов (2- или 3- компонентные системы) и даже ваш личный вкус. Сразу оговоримся, что универсальных рекомендаций по этому вопросу не существует, поэтому мы не можем вам указать пальцем - мол, ставь здесь и все будет ОК! Однако на сегодня есть множество типовых решений, с которыми полезно ознакомиться. Все нижесказанное относится к беспроцессорным схемам, но это актуально и при использовании процессора, просто его присутствие дает гораздо больше возможностей для компенсации негативного влияния неоптимального места расположения.

Практические соображения. Вначале напомним некоторые каноны. В идеале расстояние до левого и правого высокочастотника должно быть одинаковым,  а установлены ВЧ-динамики должны быть на высоте глаз (или ушей) слушателя.  В частности, всегда лучше по возможности выдвигать ВЧ-головки как можно дальше вперед, поскольку чем дальше они от ушей, там меньше разница в расстояниях до левого и правого излучателей. Второй аспект: высокочастотник не должен быть далеко от СЧ- или НЧ/СЧ-головки, иначе не получить хорошего тонального баланса и фазового согласования (обычно руководствуются длиной или шириной ладони). Однако если высокочастотник установлен низко, то звуковая сцена заваливается вниз, и вы как бы находитесь над звуком. При слишком высокой установке, из-за большого расстояния между ВЧ- и СЧ-динамиками, теряется цельность тонального баланса и фазовое согласование. Например, при прослушивании трека с записью фортепианной пьесы, на низких нотах один и тот же инструмент будет звучать внизу, а на высоких - резко взлетать вверх.

Направленность ВЧ-головки. Когда с местом установки ВЧ-головки разобрались, следует определиться с ее направленностью. Как показывает практика, для получения правильного тембрального баланса лучше направить высокочастотник на слушателя, а для получения хорошей глубины звуковой сцены - использовать отражение. Выбор определяется личными ощущениями от музыки, которую вы слушаете. Здесь главное - помнить, что оптимальное место прослушивания может быть только одно
Сориентировать в пространстве высокочастотник желательно так, чтобы его центральная ось была направлена на подбородок слушателя , то есть установить разный угол разворота левого и правого ВЧ-динамиков. При ориентации ВЧ-динамика, работающего на отражение следует помнить две вещи. Во-первых, угол падения звуковой волны равен углу отражения, во вторых, удлиняя звуку путь, мы уводим дальше звуковую сцену, и если увлечься, то можно получить так называемый туннельный эффект, когда звуковая сцена находится далеко от слушателя, как бы в конце узкого коридора.

Метод настройки. Наметив, в соответствии с приведенными рекомендациями, место размещения ВЧ-головок, стоит приступить к экспериментам. Дело в том, что никто никогда заранее не скажет, где именно будет обеспечено 100-процентное "попадание" с вашими компонентами . Наиболее оптимальное место позволит определить эксперимент, поставить который довольно просто. Возьмите любой липкий материал, например, пластилин, двусторонний скотч, "липучку" или модельный термоклей, поставьте свой любимый музыкальный или тестовый диск и, учитывая все вышесказанное, начинайте экспериментировать. Попробуйте разные варианты мест и ориентирования в каждом. Перед тем как окончательно установить высокочастотник, лучше еще немного послушать и подправить на пластилине.к нигде.

Творческий подход. Настройка и выбор расположения ВЧ-динамика имеют свои нюансы для 2- и 3-компонентных систем. В частности, в первом случае трудно обеспечить близкое расположение высокочастотника и НЧ/СЧ-излучателя. Но в любом случае не надо бояться экспериментировать, - нам встречались такие инсталляции, где ВЧ-головки оказывались в самых неожиданных местах. А есть ли смысл в дополнительной паре высокочастотников? Вот, скажем, американская фирма "Boston Acoustics" выпускает комплекты компонентных АС, где в кроссовере уже предусмотрено место для подключения второй пары ВЧ-головок. Как объясняют сами разработчики, вторая пара необходима для поднятия уровня звуковой сцены  В тестовых условиях мы слушали их как дополнение к основной паре высокочастотников и были удивлены, насколько существенно расширяется пространство звуковой сцены и улучшается проработка нюансов