.

Корпус АС с лабиринтом

 

Для того чтобы избежать акустического "короткого замыкания", в свое время было предложено акустическое оформление с лабиринтом. Один из возможных вариантов его конструкции акустическая система состоит из корпуса, на передней панели которого укреплена головка. Задняя сторона диффузора работает на образованный рядом перегородок зигзагообразный звукопровод - лабиринт. Второй конец лабиринта заканчивается выходным отверстием на одной из стенок корпуса. Поперечное сечение лабиринта обычно прямоугольное или круглое. Выпрямленная длина лабиринта должна быть равной примерно половине длины волны на низкой граничной частоте акустической системы, благодаря чему излучения из выходного отверстия лабиринта будут совпадать по фазе с излучением передней стороны диффузора.

 Суть этого варианта заключается в том, что хода внутри АС распологаются таким образом, чтобы на определенной частоте возникает резонанс и как следствие - большое увеличение отдачи на этой частоте. К расчету и точности изготовления подобных систем следует относится ОЧЕНЬ серьезно, поскольку велика вероятность возникновения "стоячих" волн в лабиринте. В этом случае качество звучания будет даже хуже, чем у варианта с акустическим экраном

Поперечное сечение лабиринта — обычно прямоугольное или круглое, площадь которого равна эффективной площади диффузора головки Sэфф. Выпрямленная длина лабиринта должна быть равна 1/2λ на нижней граничной частоте воспроизводимого диапазона частот. Благодаря этому излучение из выходного отверстия лабиринта будет совладать по фазе с излучением передней стороной диффузора головки. Так, если нижняя граничная частота воспроизводимого диапазона 30 Гц (длины волны 11,4 м), то выпрямленная длина трубы лабиринта должна быть 5,7 м. Конечно, если лабиринт будет иметь больше колен, конструктивная глубина корпуса АС будет соответственно меньше. Для уменьшения влияния на частотную характеристику системы частных (высших) резонансов трубы ее стены желательно покрывать звукопоглощающим материалом, например, слабо набитыми и простеганными ватными матами.  

Лабиринт представляет собой ряд установленных в корпусе громкоговорителя внутренних перегородок, образующих зигзагообразные каналы, по которым звуковые колебания от задней стороны диффузора головки проходят к выходному отверстию лабиринта. Если длина этого «прохода» будет близкой к λ/2 на самой низкой частоте (при 50 Гц λ/2 = 3,4 м), то излучение из выходного отверстия лабиринта совпадёт по фазе с излучением от передней стороны диффузора. Иными словами, лабиринт позволяет улучшить воспроизведение низкочастотного участка звукового диапазона. Другим достоинством лабиринта является то, что тыльная сторона диффузора излучает звуковые колебания практически в открытое пространство, что исключает компрессию и связанное с ней повышение резонансной частоты НЧ головки. Относительно короткие колена лабиринта (много меньше λ) препятствуют образованию стоячих волн, а покрытие их звукопоглощающим материалом действует подобно ПАС. Площадь сечения канала лабиринта обычно делают близкой к площади диффузора.Долгие годы конструкторы стремились построить АС с круговой характеристикой направленности. Напомним, что эта характеристика зависит от отношения l/λ, где l — линейные размеры громкоговорителя. В ящике с размером l при отношении l/λ ≤ 1 (т. е. на частотах не выше 1 кГц) ширина характеристики направленности составляет приблизительно ±50°, а для отношения l/λ = 10 (т. е. на частотах около 20 кГц) — менее ±20°.Для расширения диаграммы излучения громкоговорителей в области высших звуковых частот ещё в послевоенные годы было предложено использовать рассеивающие решётки и акустические линзы. Несмотря на трудности изготовления таких устройств, они и сейчас применяются некоторыми фирмами (например, фирмой AIWA). Однако полностью и просто решить задачу получения круговой характеристики направленности громкоговорителей удалось лишь недавно с помощью рассеивающих конусов, устанавливаемых напротив вертикально расположенных ВЧ головок .Круговые характеристики направленности позволяют получить равномерное звуковое поле в горизонтальной плоскости во всей полосе частот. В таком «пространственном» звуке зона стереоэффекта значительно расширена.