.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ Dolby Digital

Компандеры Dolby, несомненно сыграли роль реактивного двигателя, вынесшего на рынок компакт-кассету и заманившего в кинотеатры зрителя, уже начавшего привыкать к вездесущему телевидению. Работая "зеркально" при записи-воспроизведении, они теоретически должны обеспечивать идентичность (за исключением шумов) сигнала на входе и выходе устройства, что к сожалению, не соответствует действительности. Причина – в наличии на передаточной характеристике точек излома, служащих именно для более эффективного шумоподавления. Без них обеспечить эффективное шумопонижение заложенным в Dolby принципом "скользящей полосы" было бы весьма затруднительно. Как следствие, оснащенные этими устройствами магнитофоны должны иметь коэффициент передачи сигнала запись-воспроизведение точно равным единице и, что более важно, точки перегиба экспандера и компрессора должны совпадать. Добиться этого можно, но…в дело вступают износ головок, разные характеристики магнитной ленты и ее старение… В общем, все это напоминает тщательно отлаженный ламповый High-End усилитель, который уже через год теряет оптимальность настройки именно в силу старения самих ламп.

Правда, идея сжатия-расширения звукового сигнала нашла замечательное воплощение в уникальном, но малоизвестном в бытовой технике компандере dbx, который, в отличие от Dolby, имеет линейную передаточную характеристику и обладает полной независимостью АЧХ и ФЧХ от уровня обрабатываемого сигнала. А ведь именно они отвечают за локализацию в пространстве источников звука! Да и степень подавления шумов (до – 40 dB, тогда как у Dolby C, к примеру, –20dB) несравненно выше, также как и способность шумопонижения на средних и низких частотах. Именно невозможность совместить подавление шумов и четкую объемность звука толкнула Dolby Laboratories к созданию Dolby Stereo с аж четырьмя каналами и прочих Dolby Surround. Ну а идея оснастить ими кинотеатры вообще оказалась золотой жилой – во-первых, много места и, во-вторых, уровень фоновых шумов зала достаточен для маскировки нехватки динамического диапазона (повышать громкость звука ведь тоже можно только до болевого порога!). Ну а последующие поколения Dolby – цифровые- реализованы весьма толково и чего-либо добавить к сказанному автором статьи просто не имею возможности. Именно этим системам самое место в кино- и дома – театрах!  

Типичный процесс создания многоканального звука следующий:  Сначала производится запись многоканального звука, который может иметь много индивидуальных дорожек -- инструменты, голоса, звуковые эффекты и т.д. Дорожек этих может быть 24, 36, 48 или гораздо больше, особенно если это звуковое сопровождение фильма. Затем многоканальная запись микшируется ("mixed down", микширование с сокращением числа каналов) на специальной аппаратуре в музыкальной или кино студии инженерами по смешиванию звуков. Во время микширования для каждой звуковой дорожки контролируется, уровень громкости, расположение источника звука, баланс, эффекты и т.д с целью получения требуемого результата. В случае со стерео звуком, результатом такого микширования являются два канала: левый и правый. Микширование с целью получения многоканального surround звука (multi-channel surround) представляет собой просто использования большего числа выходных каналов. В обоих случае, каждый канал состоит из сигналов, которые предназначены для направления в отдельные колонки при прослушивании пользователем. Каждый из этих сигналов представляет собой результат сложного микширования исходных источников, состоящих из многих звуковых дорожек.

Далее, происходит процесс кодирования каналов, полученных после микширования (например, 6 каналов для формата "5.1" Dolby Digital/AC-3) и в результате получается один цифровой поток (bitstream). Процесс кодирования содержит много интенсивных вычислений, в то время как процесс декодирования (все еще не прогулка по парку) требует гораздо меньшего количества ресурсов для выполнения.

Теперь цифровой поток поступает к пользователю, на DVD диске, в виде MPEG файла или в каком-то другом. Когда вы начинаете проигрывание, декодер обрабатывает цифровой поток в режиме реального времени, разделяя его на индивидуальные каналы и передавая их для воспроизведения на шести акустических колонках. (Или, декодер может делать еще и простой ремикс, т.е. новое микширование, для создания лишь нескольких выходных каналов. Если у вас имеется меньше чем шесть колонок, например, если у вас всего две колонки, тогда канал сабвуфера (низкочастотный) и центральный (диалогов) добавляются одновременно к обоим выходным каналам. Задний левый канал добавляется к левому выходному каналу, задний правый к правому выходному каналу. 3D звуковой процесс может быть использован для "имитации" наличия реально отсутствующих акустических колонок.) Звуковое содержание "законсервировано". Где бы инженер по микшированию не решил поместить звук, там вы его и услышите. Точка. В такой же мере, что бы инженер ни сделал по отношению к уровню громкости, балансу или любому студийному эффекту, вы услышите это. Точка. Точно как с CD, он всегда один и тот же, каждый раз, когда вы его проигрываете. В игре, единственный случай, когда вы можете использовать законсервированное содержание, это окружающий звук, т.е. создающий атмосферу игры, музыка, видео клипы и т.д., потому что они не могут быть сделаны так, что бы реагировать на ваши действия, за исключением их запуска и остановки, что естественно.

В случае с интерактивным 3D звуком микширование не производится заранее в студии и не может быть там осуществлено. Микширование происходит в режиме реального времени, в момент, когда вы играете в игру. Отдельные звуки ("дорожки") извлекаются с диска и имеют собственный уровень громкости, расположение в пространстве, тональность и т.д., при этом выбор звука зависит от того, в каком направлении вы сдвинули мышку или джойстик. В сущности, в игру встроен собственный робот-инженер по микшированию. Итак, если вы хотите использовать при игре внешнюю систему проигрывания Dolby Digital звука (что теоретически возможно), вам понадобится звуковая карта, имеющая возможность производить в режиме реального времени не только многоканальное микширование, но и кодирование на лету в цифровой поток. Эта звуковая карта должна ОЧЕНЬ БЫСТРО СЧИТАТЬ, потому что любая заметная задержка между, скажем, нажатием кнопки выстрела и появлением звука вылетающей ракеты, сделает играбельность удручающей. Итак, предположим, вы можете сделать все это. Тогда вам нужно будет послать кодированный сигнал на расстояние в три фута от вашей карты до декодера, который должен будет снова разделить цифровой поток на множество каналов. Если такой декодер есть на карте, отлично, но это будет по-настоящему глупо, потому что тогда нет никакого смысла осуществлять кодирование в начале. Как было бы хорошо иметь такую карту, которая могла бы кодировать на лету, правда единственно, что она сможет обеспечить, это удобная возможность управления внешней системой, воспроизводящей окружающий слушателя звук (surround system). Однако стоимость DSP с требуемой для этого вычислительной мощностью взвинтит цену нашей теоретической звуковой карты до уровня стратосферы. Это не является достоинством. Может быть, когда-нибудь это станет реальностью, но не задерживайте свое дыхание.