.

Методы наведения антенн.

Расположение ИСЗ относительно земной СКС не остается постоянным. Оно обусловлено характером орбиты спутника, несферичностью Земли, неточностью выведения ИСЗ на орбиту и рядом других дестабилизирующих факторов. В то же время напряженная энергетика космических радиолиний вызывает необходимость использования антенн земных станций с большим значением коэффициента усиления. Т.е. используются антенны с узким главным лепестком диаграммы направленности. Эти обстоятельства требуют достаточно точного наведения антенны на ИСЗ. С этой целью станции спутниковой связи оснащаются системой управления антенной, предназначенной для ориентации главного лепестка ДН на спутник и его сопровождения.

В настоящее время различают следующие методы наведения антенн:

  • ручное наведение;
  • программное наведение (дискретное управление антенной по предварительно вычисленным траекторным параметрам);
  • автоматическое наведение по сигналам радиомаяка, расположенного на борту спутника, либо по основному сигналу ретранслятора;
  • смешанное наведение (комбинация первых 3-х методов).

При ручном наведении функции управления приводом антенного устройства выполняет оператор станции.

Основой метода программного наведения является расчет траектории движения спутника на базе исходных данных, которыми являются параметры орбиты, координаты расположения СКС, время вхождения в связь. Расчет осуществляется с помощью специализированной ЭВМ, имеющейся в комплекте станции.

Метод автоматического наведения - наиболее точный способ сопровождения спутника. Он основан на получении антенной земной станции сигнала радиомаяка со спутника. При этом так называемый сигнал ошибки, т.е. сигнал, характеризующий неточность наведения антенны, может быть выделен различными способами. Например, если антенна СКС точно наведена на ИСЗ, то в волноводном приемном тракте распространяется какой-либо один тип волны. Если есть неточность в наведении, то возникают волны высшего порядка. Сравнивая амплитуды и фазы основной и побочной волн, можно получить сигнал рассогласования антенн СКС и ИСЗ. 

Прием спутникового телевидения возможен не только антенной, установленной стационарно. Успешно развивается телеприем на движущуюся антенну. Для этого нужно обеспечить слежение за выбранным спутником. В 1990-е годы оборудование было достаточно громоздким, дорогим и малопригодным для небольшого судна или передвигающегося объекта. Наряду с большими речными и морскими судами таким оборудованием могут воспользоваться уже владельцы небольших и средних катеров и яхт, поездов, автобусов и даже легковых автомобилей.

Спутниковое телевидение в автомобиле Однако, разработка оборудования, обеспечивающего помехоустойчивый прием спутниковых телевизионных программ в автомобиле, долгое время оставалась неразрешимой проблемой, над которой работали многие компании. Ранние модели спутниковых антенн для автомобилей, лидера рынка, американской компании KVH Industries, Inc имели внушительные обтекатели и своим видом не украшали машины. Примером могут служить антенны KVH TracVision C3/L3, уже позволяющие принимать телевидение цифрового качества, а также пользоваться Интернетом. Гироскопическая стабилизация обеспечивает непрерывный прием спутниковых сигналов во время езды на автостраде. Система TracVision C3/L3 легко монтируется, не требует специального технического ухода и прекрасно подходит для использования в автобусах и легковых автомобилях. Антенна крепится к реллингам автомобиля или автобуса, и, как и вся автомобильная видеосистема, питается от бортовой сети 12 В. Она подключается к любому стандартному видеоэкрану, который используется для просмотра DVD, видеокассет или игровых видеоприставок. Антенны TracVision СЗ и L3 прошли испытания в российских условиях и прекрасно себя зарекомендовали.